«И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
(Ин. 1:18).
1. В КАКОГО БОГА МЫ ВЕРУЕМ?
Православные христиане веруют во Единого Бога, в Троице Святой славимого и поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. В православном «Символе веры» (это документ-исповедание III века, в котором кратко и точно изложены все истины христианства), говорится об этом так:
На церковно-славянском На русском
1. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
Святой апостол Иоанн Богослов, ближайший ученик Иисуса Христа, писал в своем послании так: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин.5:7). Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
2. ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ УЧЕНИЕ О ТРИЕДИНСТВЕ БОГА?
Это значит, что Бог один по существу, но Троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый. Но это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Божественная Троица есть абсолютное Единство. В Священном Писании об этом сказано: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).
Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Законы арифметики и математики к Творцу законов – Богу – неприменимы. Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух – еще именуются Ипостасями.
Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.
Бог Сын называется также Словом. Ум человека выявляется посредством слова. Что на уме человека? Как узнать, если он не скажет слова? Так и Бог Отец (надмирный Ум) открывается нам посредством Слова, то есть Сына Своего. Вот что говорится в Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово (в начале – значит еще до бытия мира, то есть всегда), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Значит, Сын Божий – Слово, есть Бог и равночестен Отцу. «Я и Отец – одно», - говорит Бог Сын, - Иисус Христос во Святом Евангелии (Иоанн 10:30).
Непостижимость догмата о Пресвятой Троице
Являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Мы, люди, весьма ограничены своим разумом вполне постичь Тайны Божьи не можем. Все что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим, через святых пророков и угодников Божьих, впоследствии это было записано в священные книги (что составило канон Библии).
Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге и Его Божественной природе.
3. КАКОВА СУТЬ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА?
Рождество Христово говорит нам о великом и удивительном событии, которое произошло в человеческой истории. Более 2000 лет назад, в маленькой провинции Римской империи - Иудее, в безызвестном в то время городке Вифлееме, в пещере для загона скота, в овчих яслях - родился от Девы Марии – Спаситель мира – Бог и Господь наш Иисус Христос (второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, Сын Божий). Великое и чудное событие для всего мира, всех людей и каждого из нас! Сам Творец и Создатель всего сущего, Бог Слово, Единородный Сын Божий пришел в жизнь нашу; воплотившись, воспринял на Себя человеческую природу, став одним из нас, во всем подобен нам (кроме греха), прожил Свою жизнь среди людей, проповедую Истину и Правду Божию, показывая её примером Своей святой жизни.
Господь наш Иисус Христос есть Превечное Слово (Логос), Сын Божий. Его воплощение является ключевым событием человеческой истории. Главным фактом является то, что Второе Лицо божественной Троицы восприняло на Себя человеческую природу, соединяясь воедино («неслитно, неизменно, неразделимо, неразлучно»), став Одной Личностью, в лице Иисуса Христа. Христос равен Богу Отцу и Духу Святому по Божеству, и равен всем людям по человеческой природе. Христос есть Богочеловек, совершенный Бог и совершенный человек.
4. ПОЧЕМУ БОГ ВОПЛОТИЛСЯ?
Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу плодами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю жизнь человечества, и последнее, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самим грехопадением. Это искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле царство греха и смерти и вновь водворить царство благодати как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление вследствие этого могло совершиться только опять через то Божественное Слово, через которое совершилось в начале и самое сотворение мира, как сказано у бытописателя Ветхого Завета, святого пророка Моисея о сотворении мира «в начале», так и бытописатель Нового Завета, св. евангелист Иоанн, начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог.
«Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». Но Оно не только причина создания всего бытия, но есть вместе с тем источник истинной жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество могло опять найти источник истинной жизни только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и могла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от погибели ко спасению. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни и света, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога Слова. «И беспрекословно, - говорит апостол - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Эта то великая тайна благочестия и является предметом повествования библейских книг Нового Завета.
5. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ - КАК ЭТО БЫЛО?
Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос воплотился на землю через Пречистую и Пренепорочную Деву Марию. Юная Мария, была посвящена Богу родителями и как девственница воспитывалась при храме. По обету была лишь обручена для охранения этой девственности праведному и уже престарелому мужу Иосифу, плотнику по ремеслу. С детства воспитанная при храме и под благотворным влиянием его постоянных богослужений и священнодействий, юная Дева всецело была предана и проводила время в трудах, неусыпных молитвах и размышлениях о Божественных истинах, особенно размышляла она о рождении Мессии, о Котором предсказывали пророки в Священных книгах.
Именно в такое время, когда святая Дева, уединенно пребывала у себя в комнате, предавшись молитве, явился ей архангел Гавриил, с благим приветствием: «радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами»! Не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». - «Как будет это, - сказала Мария ангелу, когда я мужа не знаю?».
Ведь она девственница по обету, и слова вестника оказываются противными природе и не постижимыми для человеческого разума. Это не было сомнение, к которому неспособно было искренно верующее сердце Марии, а лишь недоумение ее простого, человеческого разума. Тогда ангел отвечал ей: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария сказала в ответ ангелу: «се раба Господня; да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.
Славные, великие, радостные, но вместе и непостижимые слова! Получив столь великое и таинственное благовестие, пресвятая Дева славила и благодарила Господа, смиренно и покорно ожидая исполнения на Себя Его благой воли и Промышления. Пресвятая Дева Мария, воспитывалась и жила при храме, но по обручению своему должна была окончательно перейти на жительство к своему обручнику Иосифу в город Назарет. Что и было вскоре совершено.
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Это было сделано для водворения порядка в обширной империи, только что пережившей ужасы гражданских потрясений и междоусобиц. И так как, более всего нуждались в упорядочении финансовые дела (сбор налогов и податей), император Август и приказал произвести перепись населения по всем провинциям громадной империи. Поэтому, каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, так все было переполнено пришлым народом. И им пришлось остановиться за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. И там то, в этой убогой обстановке, в яслях (куда кладут корм для скота), родился царь мира – Христос Спаситель, Сын Божий, обетованный Мессия!
В мире совершилось величайшее событие – воплощение Бога Слова, Второго Лица Пресвятой Троицы, которое должно было совершенно переродить творение, – но мир ничего не знал о случившемся и, истомленный заботами о нескончаемой злобе дня, погружен был в глубокий сон. Не спали только несколько бедных и простодушных пастухов соседней деревни, которые поочередно сторожили порученное им стадо. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. Кругом их царила мертвая тишина, нарушаемая лишь слабым блеянием овец; над головами расстилалось безоблачное небо, испещренное узором звезд.
И вдруг среди этого ночного безмолвия «предстал им ангел Господень и слава Господня осияла их». Это явление поразило их необычайным ужасом, но ангел тотчас же успокоил их, говоря: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним многочисленное воинство небесное и над землею раздалась ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Когда смолк ангельский хор и пораженные всем виденным и слышанным пастухи пришли опять в себя, то они тотчас же решили отправиться в Вифлеем, чтобы посмотреть то, о чем возвестил им Господь. По пути они пришли в пещеру, и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов.
Они же первыми из людей сделались и благовестниками Его пришествия, так как тотчас после этого начали рассказывать всем о том, «что было возвещено им о младенце сем». И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели.
На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела. Происходит оно древнееврейского имени Иешуа и означает «спасение», «Бог – есть спасение», «Иегова спасет». Еврейское слово «Мессия» и греческое «Христос» означает «Помазанник», и говорит о служении Иисуса в качестве помазанного пророка, первосвященника и царя.
(ПРИМЕЧАНИЕ: более подробно о великом и славном рождении Сына Божия читайте: Евангелие от Матфея 2:1–12; Евангелие от Луки 2:1–21).
Дорогие братья и сестры! Будем же достойно встречать великий праздник Рождества Христова, проводя его в воздержании, чистоте, богомыслии, и делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, чревообъедении и прочих грехах. Будем праздновать разумно, благочестиво! О горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3,2). Знайте, что наше жительство – на небесах (Флп. 3,20). Господь да сохранит нас от всякого греховного дела, чтобы мы, переживая эту духовную радость, благодать Рождественской ночи и всего праздника, всегда, в течении всей жизни, хранили эту радость и чувствовали, что действительно с нами Бог!